Что предпринимателю нужно знать об аудите?

С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Как правильно выбрать аудиторскую фирму

Важную роль играет установленный в первой статье Закона детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволит более конкретно, с законодательным обоснованием оценивать возможность осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. С учетом того, что оказание сопутствующих аудиту услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, данная норма (отсутствовавшая ранее в таком виде во Временных правилах) имеет чрезвычайно большое значение.

Так для целей Закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

При этом Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг, что соответствует норме, действовавшей ранее во Временных правилах.

Сейчас многие бухгалтеры получают информацию в очереди в налоговой. Вокруг много бухгалтеров, которые отрезаны от всего мира, от Интернета. К аудиторам многие просто боятся идти, говорят, что стоят дорого. Но в наше время главное — качество, возможность оказать клиентам помощь в их проблеме и предоставить нужную информацию.

Некоторым малым предприятиям и предпринимателям накладно содержать в штате бухгалтера, чтобы тот обрабатывал первичную документацию и составлял отчётность. Ведь содержать главного бухгалтера — это не только затраты на заработную плату, но это затраты на покупку компьютера, на покупку программы, на содержание информационной базы. Многие аудиторские фирмы оказывают данный вид услуг. Заключив договор с аудиторской фирмой, у предприятия или у предпринимателя ответственность за составление отчёта ляжет на аудиторскую фирму, тем самым предприятие или предприниматель обезопасит себя.

Поэтому, выбирая аудиторскую фирму, бухгалтеру или предпринимателю рекомендуется изучить:

Цель аудита

Статьей 1 Закона «Понятие аудиторской деятельности» определено, что аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Это определение не имеет принципиальных отличий от применявшегося во Временных правилах.

В то же время присутствует существенное различие в определении цели аудита во Временных правилах и в данной статье Закона. Так во Временных правилах было установлено, что основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Законом же предусмотрено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Такое понятие, сформулированное на основе международного опыта, на наш взгляд, точнее отражает цель аудита.

Принципиальное отличие нового и старого определения цели аудита заключается, как видно из формулировки, в том, что сейчас аудитор выражает мнение о соответствии только бухгалтерской отчётности законодательству, а не соответствия совершённых операций законодательству, т.е. дано более узкое понятие цели аудита, чем ранее.

При каких критериях осуществляется обязательный аудит

Есть существенное отличие содержания ст.7 «Обязательный аудит» от изложения этого вопроса во Временных правилах. Так во Временных правилах было указано, что обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Кроме того, в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» также указано, что в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должно входить аудиторское заключение, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В то же время большинство организаций подлежали обязательному аудиту до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» не в соответствии с федеральными законами, а в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. Теперь в Законе приведен перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке.

Так обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

Обратите внимание, что теперь обязательному аудиту подлежат и индивидуальные предприниматели, даже те предприниматели, которые уплачивают налог в виде единого налога на вменённый доход.

В настоящее время в связи с вступлением с 01.01.2003 г. гл. 26/2 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 26/3 «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности» у многих малых предприятий и предпринимателей появится желание перейти на упрощенную систему налогообложения, и не каждый бухгалтер сможет правильно просчитать и подсказать руководителю, стоит ли переходить на упрощенную систему налогообложения. Этот вопрос особенно актуален в условиях когда перечень видов деятельности для работника на вменённом доходе сокращён.

В данном вопросе аудиторская фирма вам сможет лучше подсказать ответ на данный вопрос, т. к. потребуются различные варианты расчётов подлежащих уплате налогов в зависимости от системы налогообложения — обычной или упрощенной.

Также нововведением данной статьи является то, что обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Это позволит повысить качество проведения обязательного аудита, имеющего важное экономическое и социальное значение.

Законом установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц.

Что должны предоставлять аудиторские фирмы клиенту

Изменились требования к аудиторскому заключению.

Рекомендуем руководителям и главным бухгалтерам обязательно ознакомиться с этим стандартом, чтобы в дальнейшем не было бы осложнений с органами, которым вы обязаны будете предоставить аудиторское заключение.

Аудиторское заключение должно быть составлен строго по стандарту.

Здесь необходимо учесть, что начиная с октября 2002 г. стандарт «Аудиторское заключение» претерпел изменение, и чтобы не было осложнений с пользователями отчётности — кредиторами, государственными органами (например, ФК ЦБ), рекомендуем изучить, каким может быть заключение.

В ст. 10 Закона «Аудиторское заключение» указано, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Составляется аудиторское заключение в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. По сравнению с Временными правилами в данной статье Закона определено, что форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В Законе представлена ст. 11 «Заведомо ложное аудиторское заключение». Во Временных правилах отсутствовало освещение этого вопроса. Учитывая назревшую необходимость повышения качества проведения аудиторских проверок и ответственности аудиторов за свою добросовестную работу, значение этой статьи весьма велико. В ней определяется, что заведомо ложное аудиторское заключение — это аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

В данной статье установлена ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения. Такое действие влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприниматель должен подумать, зачем платить дважды за данную оказанную услугу, сначала за выдачу аудиторского заключения, а потом за дополнительные расходы на проведение аудита.

В заключение отметим, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» российские аудиторы получили уточненную правовую базу и эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе. Успех этого дела будет зависеть от совместной конструктивной работы аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и заинтересованных государственных органов, направленной на развитие аудита в России.

О. Л. Слотова,
И. А. Гудкова,
Аудиторы ООО «Аудиторская фирма „Слог-Аудит“»