Аутсортинг — не просто модное словечко

— Слушай, друг, помоги найти грамотного бухгалтера.
— У тебя же есть грамотный бухгалтер, зачем еще?
— Был, я тоже думал, что грамотный, платил ей зарплату пять тысяч, а после проверки налоговой заплатил штрафов больше двухсот, получается, что я ей платил, не пять, а почти двадцать пять.

(из разговора двух предпринимателей)


В последнее время все чаще в экономической литературе, на семинарах и конференциях по экономическим вопросам специалисты прибегают к использованию понятия аутсортинга. Название аутсортинг (англ. outsorting) происходит от английского слова outsourse — внешний ресурс и означает использование внешней организации для обработки финансовых данных при осуществлении коммерческих операций. В Российской практике, в таком мегаполисе как Москва, тысячи представителей малого бизнеса пользуются услугами специализированных компаний, а обычно — это аудиторские фирмы, которые ведут бухгалтерский учет. В Оренбургской области этот процесс только начинается, но уже некоторые небольшие, наиболее «продвинутые» компании обращаются за услугами к аудиторам по вопросу ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Актуальность аутсортинга в настоящее время.

Почему именно сейчас на повестку дня встал этот вопрос? Бухгалтерский учет существует более 500 лет, и будет существовать еще, скажете вы, и, несомненно, будете правы. Однако, понятие налогового учета появилось только в последнее время и требует оно современных знаний и бухгалтерского, и налогового учета. Даже если Вы индивидуальный предприниматель, но на обычной системе налогообложения, то, имея сотрудников, Вы обязаны отчислять единый социальный налог, подоходный налог, а это значит — ведение компьютеризированного персонифицированного учета по сотрудникам, которое требует определенных знаний.

Если предприниматель работает на вмененном доходе, то при этом обязанность ведения бухгалтерского учета по Закону «О бухгалтерском учете» у организаций, занимающихся малым бизнесом, никто не отменял, опять же, подоходный налог с доходов сотрудников требует персонифицированного учета, а это означает, необходимы знания компьютерного учета специалистом.

Для организаций и предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, остается обязанность ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов по Закону «О бухгалтерском учете», а остальные операции эти налогоплательщики обязаны вести в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса, а именно, ведения книг учета доходов и расходов.

Все эти факторы, вместе взятые повлияли на принятие решения предпринимателями по привлечению внешних специалистов для ведения бухгалтерского, налогового, управленческого учетов.

Все, что отражено выше, касается нормативных требований сегодняшнего дня. Предприниматель, строящий свой бизнес индивидуально или в составе организации, должен смотреть и на будущее. А в будущем отчетность по международным стандартам, составлять которую будет бухгалтер, имеющий соответствующий сертификат:

Как лучше заключить договор со специализированной организацией?

Во-первых, хотелось бы сказать, для кого пользоваться аутсортингом выгодно. Наверное, это все же организации малого бизнеса и индивидуальные предпринимали. Обычно, когда бизнес разрастается, предприниматель отказывается от услуг ведения учета сторонней организацией и прибегает к услугам штатного бухгалтера. С одной стороны, при разросшемся бизнесе финансовое положение позволяет содержать более «дорогого» бухгалтера. С другой стороны, при росте бизнеса, необходимость получения информации в более короткие сроки возрастает, и поэтому удобнее, когда бухгалтер « под рукой». Поэтому лучше заключать договоры с аудиторскими компаниями желательно на срок не более одного года, а затем, по мере роста бизнеса, пересматривать договоры на ведение учета.

Во-вторых, желательно для предпринимателя и для руководителя организации малого бизнеса предусмотреть, чтобы составление приказа по учетной политике было возложено на аудиторскую фирму, которая ведет бухгалтерский учет. Возможность ведения учета, как такового, специализированной организацией предусмотрена пп. 3 п 2 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете». Возможность возложить на аудиторскую фирму формирование приказа по учетной политике, предусмотрено пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету 1/98 «Об учетной политике», где сказано, что учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем, а если главный бухгалтер — специализированная организация, то, соответственно, она и вправе формировать учетную политику. Опять же специалисты аудиторской компании «априори» более правильно сформируют этот приказ, чем бухгалтер небольшой компании.

В-третьих, что тоже немаловажно, статьями 21–29 первой части Налогового Кодекса предусмотрена возможность, представлять в налоговых органах интересы налогоплательщика уполномоченному представителю. Согласитесь, многие предприниматели захотят снять с себя головную боль в виде общения с представителями налоговой инспекции и переложить ее на кого-нибудь. Учитывая, что этот кто-то специализированная организация, то соответственно процесс общения для обеих сторон происходит намного легче.

Финансовые «за» и «против» аутсортинга

При заключении договора со специализированной организацией несомненно, один из основных вопросов, волнующих предпринимателя, а сколько стоит подобная услуга? Вопрос, конечно непростой, решается опять же договором, зависит от объема документооборота. Как правило, если предприниматель работает в сфере услуг, документооборот складывается следующим образом: предприниматель в штате содержит делопроизводителя, который составляет приказы, отвечает на звонки, готовит платежки в банк (иногда и платежки готовят аудиторы, как удобнее), ведет кассовые операции, принимает авансовые отчеты, собирает счета поставщиков. Менеджер по продажам фиксирует в актах оказанные услуги, с учетом информации аудиторов составляет акты выполненных услуг и сверку расчетов, а остальные хозяйственные операции отражает в учете аудитор на основании предоставленных топ-менеджерами малого предприятия информации.

Передавая учет в специализированную организацию, организация или предприниматель избавляются от необходимости приобретения компьютера для бухгалтера, необходимой для ведения учета бухгалтерской программы, поездок в налоговую инспекцию, органы социального страхования и пенсионного обеспечения, приобретения специализированной литературы, дополнительного рабочего места, ответственности за сотрудника, снижается риск разглашения информации и т.п. Учитывая требования современного законодательства, штатный сотрудник должен быть очень грамотным, это соответственно, дорого, да и согласитесь, грамотный специалист не захочет работать в небольшой организации, в которой свой наработанный опыт и эксклюзивные знания придется использовать один или два раза в квартал. Использование же недостаточно грамотного специалиста может привести к финансовым санкциям, что для предпринимателя окажется дороже.

Поэтому, зачастую, несмотря на то, что бухгалтерский учет в специализированных компаниях стоит дороже, чем зарплата бухгалтера, сложив все «за» и «против» руководитель малого предприятия или предприниматель принимают решение не в пользу штатного бухгалтера, а в пользу аутсортинга.

О. Л. Слотова,
Главный аудитор ООО «Аудиторская фирма „Слог-Аудит“»