Без счета и денег нет

Руководитель крупного предприятия, специализирующего на «нефтянке» удивленно взвесил на руке объемистую папку из сотни листов. Можно было представить, что аудиторская фирма, к которой он обратился с предложением проверить свою бухгалтерию, отнесется к своим обязанностям серьезно. Но чтоб так!...

— Хорошо, — начальник аккуратно переложил отчет в сейф, — через неделю ухожу в отпуск. Придется заняться на отдыхе.

Представитель компании «Слог-Аудит» удовлетворенно улыбнулся. Это был его клиент.

Поверь в себя — проверь себя!

Для чего руководство устойчивых предприятий сознательно идет на дополнительные проверки своих бухгалтерских документов? Вовсе не из-за недоверия к родным финансистам. Просто у тех — свои задачи. И в круговороте проводок и балансов как-то сама собой забывается основная задача любого экономиста — расчет перспектив предприятия. Увы! — но именно так и бывает, — стороннему наблюдателю виднее, насколько верно выбран путь экономического развития, что малой фирмы, что — крупной корпорации. Взгляд штатного бухгалтера, как и погруженного в свои проблемы руководителя порой скользит по плоскости, не желая рассмотреть проблему объемно. Вот тут-то и нужен специалист, которому можно доверить святая святых частного бизнеса — свою бухгалтерию.

Считается, что аудитора приглашают в тот момент, когда у фирмы вот-вот возникнет проблема с налоговыми органами. Бывает и так. Однако солидные «фирмачи», настроенные на долговременную работу в своем сегменте рынка, предпочитают подстраховаться заранее. И не только подстраховаться. Аудиторское заключение, если оно, конечно, выполнено добросовестно, может подсказать, каким направлением деятельности следует заниматься дальше, а с чем, возможно, придется расстаться. Анализ финансовой ситуации даст понять, где тобой были допущены серьезные просчеты, так, что более никто об этом не узнает.

Впрочем, и сами аудиторы, представляющие разные фирмы, значительно отличаются друг от друга.

Казалось бы, фирма с многолетним опытом работы на оренбургском финансовом рынке показывает резкий заметный рост оборота, а приглядишься — прибыли-то и нет. Сработали в убыток. Или — работает фирма, не покладая рук, — прогресс налицо, а станешь анализировать сферу ее услуг, и вдруг оказывается, что главный вид ее деятельности вовсе не аудит, а, к примеру, работа с ценными бумагами. И специалисты, соответственно, на это смотрят, как на основной вид деятельности. А фирма-то значится, как аудиторская!

В одном из своих интервью в специализированных изданиях руководитель оренбургской компании «Слог-Аудит» Ольга Слотова предложила коллегам определить свое направление деятельности. Свой, если можно так выразиться, конек. К примеру, если уж идет у «Слог-Аудита» работа в торговле, пищевой и перерабатывающей промышленности и нефтедобычи, то вовсе не обязательно этой компании «перехватывать» у соседа клиентов-металлургов. Конечно, не сложно и это направление освоить. Но «фирмачи» — то ценят у «своего» аудитора в первую очередь его посвященность во все отраслевые тонкости. И, между прочим, хорошего аудитора коллегам не представят. Слишком уж интимное это дело — работа с деньгами, слишком ценится здесь исключительное, эксклюзивное умение специалиста и подсказать, как снизить налоговые выплаты, и предупредить, что можно ожидать от работы собственной бухгалтерии, и предложить, как выровнять положение вещей. А то и наметить планы резкого экономического подъема. Для настоящего аудитора это гораздо интереснее рядовой рутинной проверки. Вот только сами руководители далеко не всегда понимают, насколько может им помочь настоящий аудитор. Не каждый начальник способен прочитать, изучить, а потом и принять к действию стостраничный доклад.

Вот почему специалист компании «Слог-Аудит» обрадовался грустному замечанию начальника насчет проведения отпуска с докладом в руках. За полчаса на рабочем месте ни одна умная голова проанализировать работу своих сотрудников не сумеет. Раз читает, значит — наш клиент.

Особый подход

Не всякая финансовая компания может похвастаться постоянным применением новаций, как «Слог-Аудит». Для чего, к примеру нужна суббота загруженным повседневной рабочей «текучкой» слог-аудиторам? Для проведения «круглых столов»! ведь это единственная возможность, собравшись в кругу коллег, обменяться мнениями и по постоянно меняющимся законам и правилам минфина и МНС, и по возможножностям привлечения клиентов, и по умению работать с теми же клиентами. Кто-то из них перед посещением аудитора будет явно не в духе, как перед походом к дантисту. Приходится и успокаивать, и долго беседовать, и настраивать на деловой ритм. К такому общению необходимо подготовить себя заранее. Поэтому сотрудники «Слог-Аудита» не только друг с другом проходят подобный бизнес-тренинг, но и коллегам подобный опыт передают.

— Некоторые аудиторские фирмы боятся делиться своими новациями, — говорит Ольга Слотова, генеральный директор ООО «Слог-Аудит». — У нас — наоборот. Чем потом досадовать, что сосед перехватил твою идею и потихонечку внедряет ее у себя, лучше уж идеей этой открыто поделиться. Тогда две новых придут!

Одной из новых идей компании стала акция поддержки молодых, только что, в начале сентября зарегистрированных малых фирмИм в подарок бесплатно устанавливается последняя версия компьютерной программы «Налогоплательщик», что поможет сразу систематизировать и обработать данные, ежемесячно предоставляемые в налоговые органы на электронных носителях. То есть вместо кипы бумаг появляться в налоговой инспекции с дискетой в кармане. Очень удобно, но слишком уж ново!

— Но ведь предприниматели и должны быть людьми «продвинутыми», — считает Ольга Леонидовна. — А мы им должны соответствовать. Вот недавно наша компания поменяла адрес. Перебрались в новое здание, ремонт сделали. Зачем? Здесь — уютнее. А клиент всегда оценит и обстановку, и отношение к себе, и умение работать.

Олег ПАВЛОВ.

Эта статья опубликована в газете «Аргументы и факты» (в Оренбуржье) №37 от 10 сентября 2003 г.