Деловые игры для взрослых людей

— Задача такая, — определил режиссер, — необходимо пройти путь от вашего кабинета до выхода из офиса. Предлагаемые обстоятельства: вы — молодой сотрудник фирмы, у вас сегодня заканчивается испытательный срок. Клиентов вы за целый месяц так и не сумели раздобыть. Только что вам позвонил солидный клиент, которого вы весь месяц уговаривали заключить договор. Он, наконец, согласен. Но добраться до него вам можно только общественным транспортом. Автобус на остановке у дверей офиса будет через пять минут. За эти пять минут вам необходимо выйти из здания. Просто?

Три добровольца, вызвавшиеся выполнить неизвестное задание, только пожали плечами.

— А теперь представьте, что перед вами возникают пять препятствий — пять человек: секретарша шефа, пожарный инспектор, бухгалтер, родственник и некто абсолютно незнакомый. Представили? Тогда подождите в соседнем кабинете.

Режиссер действа, а точнее — преподаватель специальных семинарских занятий обвел глазами оставшихся в аудитории:

— Ну, а теперь мне нужны эти пятеро. Кто хочет попробовать себя в роли секретарши или родственника? Ваши предлагаемые обстоятельства...

* * *


Вам никогда не предлагали сыграть роль пожарного инспектора? А нового начальника отдела, у которого вдруг все сотрудники решили одновременно уйти в отпуск? А в роли непредвзятого жюри вам не приходилось бывать? Говорите, никогда не выступали в художественной самодеятельности? Но ведь и я получил такое задание не на сценической площадке, а на специальном занятии-тренинге на котором вполне взрослые и солидные люди на первый взгляд валяли дурака, а на самом деле учились продавать, убеждать и общаться с потенциальным клиентом. И при всем при этом они не были продавцами гербалайфа, рекламными агентами или коммивояжерами неизвестных фирм. Занятия по бизнес-тренингу проводилось для сотрудников аудиторской фирмы «Слог-Аудит», уже давно известной и хорошо зарекомендовавшей себя в финансовых кругах нашей области. 

Вы умеете говорить по телефону? Нет, не болтать часами о разных пустяках с друзьями и подругами, а четко ответить на деловой звонок, расположить к себе собеседника, убедить его в том, что он не ошибся номером, и услуги, предоставляемые вашей фирмой, ему просто необходимы. Кому-то может показаться, что такое умение вести деловой разговор по телефону — не столь важно. Но если сфера вашей деятельности предполагает работу с людьми, то именно от этого зависит получение конкретного заказа, а значит и благополучие самой фирмы. В наше время мало уметь что-то делать. Нужно еще выгодно продать свое умение. 

* * *


— Итак, распределились, — преподаватель только что объяснивший задачу каждого игрока и выстроивший столы в зале так, что по маршруту следования каждого «молодого специалиста» оставались пять узких проходов, возле которых затаились живые препятствия, махнул рукой. — Можно начинать. И помните, — вы должны убедительно отвлечь внимание на себя. Секретарша «случайно» рассыпает документы, пожарный требует что-то показать, бухгалтеру срочно нужен отчет за командировку, родственник — только с вокзала: Начали!

* * *


О подобных практических занятиях я слышал и раньше, но почему-то привык ассоциировать их со столичными курсами повышения квалификации, оплачивать которые под силу только государственным учреждениям или богатым сырьевым компаниям. Предложение руководителя «Слог-Аудита» Ольги Слотовой меня, признаться, несколько удивило. Небольшая, если считать по штатным единицам, фирма организует для всех своих работников от директора до водителей двухдневную учебу на базе дома отдыха «Самородовский». Для этого приглашает специалистов из барнаульского центра управленческого консультирования «Профессионал». Почему из Барнаула? Хорошая сибирская академическая школа, нет столичного желания подхалтурить, и расценки — не московские. Впрочем, самым удивительным для меня оставался тот факт, что наши оренбургские аудиторы свои не слишком великие прибыли вкладывают в обучение сотрудников, да еще совмещая это с отдыхом. Зачем?

— Затем, что у развитой, «продвинутой» компании должно быть свое лицо, — объяснила Ольга Леонидовна. — А это — не столько фирменный знак или хорошо обставленный офис. Лицо фирмы всегда определяют сотрудники. И даже от того, как они отвечают на телефонные звонки наших клиентов, зависит, каким будет отношение к нашей фирме. Любой сотрудник, с кем и в какой точке области он бы ни работал, должен расположить к себе руководителя предприятия, доверившего ему самое ценное — свои финансовые секреты. Тот, кто уже пользовался услугами «Слог-Аудита», вполне нам доверяет. Он знает, что, во-первых, мы сохраним конфиденциальность информации, во-вторых, вся наша работа будет направлена только на пользу клиента. Но тех, кто обращается к нам впервые, приходится сначала убеждать в этом. И сила этого убеждения зависит от умения наших сотрудников общаться, чтобы по-доброму, ненавязчиво предложить свои услуги тем, кому они действительно нужны. 

Надо ли говорить, что оба дня этой необычной учебы, больше похожей на веселую умную игру, прошли для сотрудников «Слог-Аудита» на одном дыхании. Вручая специальные сертификаты, представитель центра управленческого консультирования «Профессионал» Константин Наумов поблагодарил коллектив за хорошую организацию, умение и желание работать. Кто знает, быть может, в дальнейшем и другие оренбургские фирмы захотят подобным образом обучить своих сотрудников. И именно «Слог-Аудит» поможет организовать такую эффективную краткосрочную учебу. По крайней мере, опыт у «слог-аудиторов» уже есть. 

* * *


Кстати, мне самому в том тренировочном упражнении на умение выходить из сложной ситуации досталась роль незнакомого человека, который последним задерживал молодого сотрудника на пути из офиса. Но, увы, я так ничем и не смог задержать сотрудников «Слог-Аудита». Решая мой вопрос за считанные секунды, они быстро выполняли свое основное задание. Как-никак, а этот конкурс был одним из заключительных в программе двухдневного обучения. И за такой короткий срок можно многому научиться. Если, конечно, захотеть. 

Олег Павлов.

Газета «Оренбуржье»
14 октября 2003